Очень простое в выполнении упражнение, дает неплохой эффект, если человек чувствует себя в общем неплохо.
Теория упражнения проста. "Я ЕСТЬ" - это ощущение (знание) существования, бытия. Это бытие в чистом виде.
"Я есть" - это то, что наиболее близко к истине. "Я есть" - это основа,
на которую наслаивается все остальное. "Я ЕСТЬ" - существует всегда,
вне времени, все остальное - преходяще, не вечное.
Любое состояние, переживание, любой вообще опыт имеет под собой одну и ту же базу - "Я ЕСТЬ".
Всё, что добавляется к "Я ЕСТЬ" - это просто то, что добавлено (можно сказать иллюзия, потому что это временное явление).
Суть упражнения в том, чтобы разложить всё воспринимаемое в конкретный
момент на две категории: "Я есть" и всё остальное. Отделить "Я ЕСТЬ" от
остального. Затем наблюдать "Я ЕСТЬ" и все остальное.
Наблюдение "Я ЕСТЬ" - это просто осознание своего бытия, осознанность.
Когда вы в какой-то момент осознаёте свое Бытие, это и является
наблюдением "Я ЕСТЬ". А наблюдение всего остального приводит к
пониманию, что оно преходяще и по сравнению с "Я ЕСТЬ" - неистинное. Это
приводит к разотождествлению (с воспринимаемым), что ускоряет процесс просветления.
Простая работающая (вплоть до просветления) аксиома: наблюдатель и наблюдаемое
не может быть одним и тем же. Чтобы что-то было воспринято, должен быть
воспринимающий, другими словами. Конечно, это создает дуальность:
наблюдатель-наблюдаемое. Но эта дуальность до определенного момента
просто необходима. В просветлении и эта, последняя, дуальность исчезает,
но об этом позже (на пятом уровне).
Простой пример: Вы чувствуете усталость. Усталость воспринимается,
другими словами. Но для того, чтобы усталость Была, должно быть
Сознание, воспринимающее ее. То есть, "Я ЕСТЬ" является необходим
условием для существования чего-то еще. И ваша задача отделить "Я ЕСТЬ"
от "есть усталость" и наблюдать эти явления отдельно друг от друга. В
отношении усталости делать ничего не нужно, просто примите ее как есть и все.
Возможно, пример получше - с эмоцией. Появляется эмоция, и вы в нее
погружены. Но в какой-то момент вы осознаете, что эта эмоцияесть-
и уже в этот момент вы стали отдельны от нее, пусть даже немного. Вы
как бы отошли в сторону и стали наблюдателем этой эмоции. Если
наблюдение эмоции продолжается, эмоция исчезает, так как принимается как
есть; или по крайней мере теряет свою интенсивность.
То же самое с мышлением. Идет процесс мышления, и вы в него погружены.
Затем в какой-то момент вы осознаёте, что идет такая вот череда мыслей, и
это осознание обрывает процесс мышления, пусть даже на мгновение.
Остается состояние Я ЕСТЬ. Если это состояние продолжается, то
погруженности в мышление больше нет, хотя мысли могут появляться и
исчезать. Вы остаетесь как бы сторонним наблюдателем этого процесса.
Пока опять не случится вовлечение в процесс мышления.
Чем ближе вы к просветлению, тем больше будет осознанности и меньше
вовлеченности. И тогда это упражнение практиковать не
придется, состояние Я ЕСТЬ будет случаться само, все чаще и чаще. А пока
что попробуйте его поделать целенаправленно, насколько это возможно.
Дополнительная информация - в статье "Здесь и Сейчас".
Эту технику можно делать в любой момент времени. Можно идти по улице,
говорить себе "Я ЕСТЬ" и наблюдать что есть. Только не нужно превращать
это в автоматическое неосознанное бормотание "я есть", "я есть", "я
есть" - от этого пользы не будет. Если говорите себе "Я ЕСТЬ", делайте
это осознанно.Также для повышения осознанности и в целях самопознания
можно поработать с упражнением на успокоение ума и расслабление тела.
Для тех, у кого это упражнение идет с трудом: поработайте с дуальностями, которые связаны с этой темой. Например "Нужно быть осознанным - нужно не быть осознанным" и т.д.
|